Музыка, которую мы слушаем через наушники несёт не только удовольствие, но и вред здоровью. Я буду не первым и не последним человеком, от которого вы услышите это, но, надеюсь, мои советы окажутся куда полезнее глупых наставлений.
          Система здорового прослушивания музыки так же непроста как нормальная система похудания: вы не похудеете, если просто будете есть меньше - так же и слух не будет в безопасности, если вы просто будете слушать музыку тише обычного.
          Я не специалист в области слуховой системы человека, потому мои советы будут основываться исключительно на личном опыте и некоторых статьях, которые мне когда-то довелось случайно прочесть в интернете.
          Мною будут рассмотрены как физиологические, так и психологические и социальные факторы желания достать плеер и слушать музыку. Обычно в подобных статьях к проблеме не подходят сразу с трёх сторон, потому поначалу прочитанная статья может быть отвергнута вами, но всё же попытайтесь обдумать то, что прочитали. К сожалению, от отрицания факта вреда слуху, вы не будете получать меньше вреда от громкой музыки.
          Самая главная причина, почему наушники вредят нашему слуху, это их устройство – звук идёт концентрированно и целенаправленно прямо в барабанную перепонку, причём обычно на протяжении долгого времени. Живя в городе каждый день нам приходится сталкиваться с ещё более громкими звуками, но, не смотря на то, что под их давлением барабанная перепонка вгибается внутрь, всё же слух адаптируется к постоянным агрессивным шумам. К тому же сами по себе эти громкие звуки почти безобидны: они идут рассеянно, и обычно коротки по звучанию. Если бы метро звучало концентрированно в ваше ухо, как наушники, вы бы почувствовали разницу!
Существует четыре типа наушников, упорядоченные от самых безобидных до очень вредных:
- Мониторные - огромные бандуры, полностью заглатывающие уши, а иногда и половину головы. В таких наушниках степень рассеивания больше всего, потому что колонка размером с ухо, и большая часть звука упирается в ушную раковину, добираясь до барабанной перепонки окольными путями. К тому же такие наушники по своей структуре обладают очень хорошей звукоизоляцией, что позволяет лучше слышать музыку при посторонних шумах, и вы сделаете звук тише за ненадобностью.
- Накладные – уменьшенный вариант мониторных наушников, не обхватывающие ухо, но всей своей полостью прилегающие к нему. По размерам они обычно меньше мониторных, отчего звук становится более концентрированным, и уже гораздо меньше рассеивания, также нет звуковой изоляции.
- Вставные – самый распространённый тип наушников, прилагающийся к большинству покупаемых mp3-плееров. Раньше «вкладыши» считались самыми вредными, потому что вставлялись прямо в ухо, но позже были переплюнуты. Звук в таких наушниках более концентрирован с расчетом, что почти вся выходная мощность идёт в ушное отверстие. Всё же в частности звук идёт не напрямую, а больше отражается от боковой стенки, тем не менее, это можно считать почти прямым путём. Звукоизоляции в этом случае вообще никакой – вы очень хорошо слышите происходящее вокруг сквозь незакрытые наушником бока, а иногда и сквозь сам наушник.
- Внутриканальные – постоянно набирающий популярность тип наушников, продвигаемый телефонами серии Sony Ericsson Walkman. Эти наушники являются абсолютным злом для вашего слуха, и абсолютным добром для чистоты звучания. Концентрация звука в таких наушниках 99%, потому что они вставляются прямо в ушной проход, минуя все закоулки, и звуковая пушка стреляет прицельно в беззащитную барабанную перепонку. При этом существует некая звуковая изоляция, которая, тем не менее, часто не подвигает слушателя на снижение громкости.
          Какие наушники использовать – дело каждого человека. Одно можно сказать точно – мониторные наушники пользуются почётом меньше всего. Проблема даже не в более высокой потребляемости энергии плеера (об это даже никто и не задумываются), а именно в их виде. Во-первых человек, у которого на ушах две огромные штуковины визуально смотрится гораздо менее привлекательно (это такая вещь, которая точно не красит). К тому же обычно это ещё и большая перекладина поверх головы, и толстый провод, устремлённый вниз. Во-вторых они большие, их неудобно транспортировать, брать всё время с собой. В-третьих человек с такими 100%-но закрывающими уши штуковинами воспринимается другими людьми как изолированный, саморучно отрезанный от другого мира человек, к которому нельзя обратиться, который, ничего не слышит вокруг.
          Накладные наушники можно встретить куда чаще, правда, они так же не отличаются особой красотой. Производители пытаются сделать их визуально привлекательнее, красивее, но лишь единицы действительно обладают вкусом, позволяющим превратить большие накладки на уши в столь же большие, но элегантные пластинки.
          Вставные наушники всё так же остаются самым компромиссным вариантом (единственно только нужно использовать их безопасно), потому их можно увидеть чаще всего на ушах людей. Но на самом деле сами наушники даже не всегда можно заметить, а виден только провод. Потому они столь привлекательны для людей – они очень маленькие, их удобно носить с собой, удобно свернуть и спрятать, достать и развернуть, к тому же они совершенно не вредят визуальной привлекательности человека. В таких наушниках человек выглядит так же как и без них, но, даже если виден провод, маленький вид наушников вводит людей в заблуждение и они думают, что человек не оторван от мира (за исключением случаев, когда шум из них идёт на весь вагон).
          Внутриканальные наушники сумели подобраться к драгоценной барабанной перепонке успешнее других. Но приз в номинации «Без вреда для внешнего вида» уже был получен вставным наушниками, так что единственное, что нам могут дать «затычки» - более чистый звук, что, кстати, спорно, потому что при большом шуме вокруг они так же заставляют сделать громче.
          Постарайтесь сдвинуться вверх по этому списку. После вкладышей вы скорее всего не будете носить мониторные наушники, но вот о накладных стоит подумать. К сожалению, найти красивые накладные наушники так же сложно как трюфель в лесу, но рынок предоставляет нам много вариантов, из которого можно выбрать наиболее подходящий. Самый распространённый тип крепления в них – оголовный, который просто сам по себе не может смотреться хорошо. Крепление на ушах также обычно не прибавляет привлекательности вашему внешнему виду, к тому же оказывает давление на уши, тянет их вниз, вызывает раздражение в конце-концов. Самым компромиссным вариантом, я считаю, являются наушники с затылочной дужкой. Крепление спрятано за головой, однако всё равно существует раздражение для ушей. Изучите ассортимент накладных наушников – может, вам придётся что-нибудь по душе. В качестве отправной точки в поисках накладных наушников, которые не вредили бы вашему внешнему виду, могу предложить наушники Logitech Sports. Они выпускаются в трёх цветах: серый, белый и зелёный.
          Если ни за что не хотите переходить от своих мини-наушников к большим, давайте рассмотрим ситуации, которые подвигают вас на увеличение звука в плеере, и как нужно вести себя в таких случаях.
Прежде следует определить, зачем человек слушает музыку. Пожалуй, существует лишь две основных причины: чтоб скоротать время, и чтоб подчеркнуть своё настроение. Сначала рассмотрим первый, самый распространённый случай.
          Возьмем, к примеру, самый худший вариант, который только можно быть по отношению к частоте пользования маленькими наушниками. Студент института утром, выходя из квартиры, одевает наушники, выходит на улицу, едет на автобусе, на электричке, потом на метро, потом на трамвае, сидит на уроке, и добирается домой тем же путём. Представьте, что всё это время он слушает музыку (на уроке-то сам Бог велел слушать музыку).
          Разберём ещё более подробно поведение человека в каждом из мест повышенного шума. В качестве конкретного примера я буду брать звуковую систему mp3-плеера YP-P2 при прослушивании файлов с битрейтом 320кб/с, с включением всех возможных улучшителей звука: максимальная чёткость, максимальный 3D-звук, максимальные басы, но включённый режим «улица» и нетронутые эквалайзеры:
- Улица. Москва (да и вообще любой город) – это такое место, где, независимо от времени суток (за исключением поздней ночи) машины никогда не перестают ездить, люди никогда не перестают ходить. Если вы добираетесь из окраин города, из спальных районов, то, скорее всего, вокруг вашего дома не ездят машины, а люди обычно молча идут с угрюмыми лицами на работу. Всё это почти не создаёт никакого шума, так что вы можете слушать музыку на очень тихом уровне громкости. При прослушивании рока вполне хватает уровня 3 (10% от возможной громкости), ибо уровень шума минимальный.
Когда вы выходите к дороге, ближе к метро, где уже ездют машины, автобусы и другие виды транспорта, приходится повышать громкость более чем в два раза (7 из 30 возможных).
Соответственно, чтоб не заставлять себя повышать громкость, постарайтесь выбрать путь через дворы, где машины ездят не столь часто. Разумеется, только если путь не длиннее того, что пролегает рядом с дорогой, ведь время утром – дорога каждая секунда. Шаги людей так же создадут некоторый шум, поэтому постарайтесь выбрать дорогу, по которой ходит меньше народу.
- Автобусы и трамваи шумят по разному. Обычно слушать музыку в них просто невозможно, но иногда попадаются тихие салоны общественого траспорта. Если в салоне слишком высокий уровень шума, лучше уберите плеер подальше.
- Метро является самым страшным видом транспорта для людей, не способных обойтись без музыки ни минуты. Уровень шума в идущем поезде настолько высок, что, чтоб хорошо слышать музыку, приходится ставить звук чуть ли не на максимум. Однако люди всё равно слушают музыку, да так, что из наушников-вкладышей соседа справа на полном ходу поезда хорошо слышен хардкор. В переходе, соответственно, тише, потому, я считаю, в длинных переходах ещё как-то можно послушать музыку (если только там кто-нибудь не наяривает на скрипке), но как только поезд трогается, сразу же убирайте свои наушники и не смотрите даже на тех, кто не делает этого! Также можно послушать музыку, когда поезд выезжает на открытое пространство, потому что в таких случаях поезд замедляет ход, и шум уходит в открытое пространство. Хотя, обычно, подобные пути преодолеваются быстрее, чем идёт стандартная песня, всё же, если очень хочется, я думаю, можно наградить себя минуткой любимой песни, наслаждаясь видом Москвы сверху.
- Поезда. Менее распространённый, но, всё же, существующий вид транспорта. В поездах обычно музыку слышно хорошо (особенно ночью, когда все спят), если никто не трындит, если ни у кого радио не играет, если поезд не проезжает по мосту, или, если не едет слишком быстро.
- В магазине. В супермаркетах обычно играет музыка разных стилей как фон, обычно слышна молва людей, потому приходится поднимать звук до 8-ми, а то и больше. Будьте осторожны в этих заведениях. Можно довольствоваться и музыкой из динамиков магазина, она обычно спокойна, ненавязчива и способствует хорошей покупаемости продуктов.
- В поликлинике/райсобесе/любом ином государственном учреждении обслуживания населения. Зависит от количества народу вокруг. Но т.к., скорее всего, вы сидите в очереди, и нужно следить, чтоб никто не вышел из очереди, слушать, что говорят люди, или к вам кто-то обращается, лучше вообще не слушать музыку.
- На уроке. Урок – это отдельная тема. Обычно в классе все орут, а учитель в первую очередь, потому звук приходится делать громким, к тому же, т.к. музыку на уроке слушать нельзя, часто приходится слушать с одним наушником. В итоге мы получаем лишь половину звука (вторая приходится на другой наушник), неполную песню. Приходится делать звук почти в 2 раза больше, потому что так (когда слушаем музыку с двумя наушниками) у нас есть два канала, которые соединяются в один и громкость получается в два раза больше, чем при использовании одного уха. Подумайте: в два раза более вредно для слуха, и звук «бедный» (неполный) – оно вам надо? Лучше не слушайте музыку на уроках (на перемене ещё можно, так хотя бы можно без страха использовать два наушника). Если ни за что не хотите слушать учителя, порисуйте, поиграйте в сотовый, но не слушайте музыку – это очень сомнительный способ скоротать время во время занятия.
          Моим универсальным советом во всех случаях было – постоянно менять громкость в зависимости от изменения обстановки, и ни в коем случае не делать её выше 7-ми из 30-ти (для Samsung YP-P2)! Это относится к песням, которые вы уже слушали неоднократно прежде. Ваш мозг помнит их и достраивает недостающие (неслышные) слои в песне, потому получается неплохо. Если же вы закачали на плеер новый альбом группы и хотите «заценить» его по пути куда-нибудь, то лучше сделайте это дома, в спокойной обстановке через колонки, без боязни за слух. При тихом прослушивании новых песен (как я советую), вы не сможете воспринять их правильно, будете слышать лишь несвязные отрывки.
          Но и тип музыки так же влияет на её вредность. Самым распространённым типом музыки, звучащей из mp3-плееров, мне кажется, в России является или рок или электронная музыка. С роком всё понятно – это постоянно гитара, постоянно барабаны, так что следует быть поосторожнее. А электронная музыка бывает разной. Чаще это какие-то ударные ритмы, под которые проще передвигаться. Если песня по своему типу громкая, то лучше сделать потише, если же песня спокойная, мягкая, без острых углов, то можно сделать её даже погромче, чем на 8, всё-таки она не будет бить так сильно как рок.
          Лучше вообще не слушать музыку, чем слушать её с вредом для здоровья.
          Второй причиной, подвигающей человека слушать музыку, как я уже сказал выше, является определённое настроение. Если человек чем-то очень расстроен, если он впал в депрессию, он будет слушать соответствующие песни, которые будут утешать его. Если человек очень рад чему-то, счастлив, он будет слушать другие песни. В любом случае, только сильные чувства вызывают желание слушать какую-то музыку для настроения, а вместе с тем и слушать её на большой громкости, т.к. чувство сильное. Старайтесь удерживаться от сильной громкости, неважно, какое у вас настроение.
          Старайтесь прислушиваться к своим ушам, как бы это глупо не звучало. Если чувствуете дискомфорт в одном из ушей, или даже какое-то странное чувство на барабанной перепонке, тут же прекратите слушать музыку, пока чувство не пройдёт.
          Часто в общественном транспорте можно увидеть людей, которые загоняют себе наушники-вкладыши прямо в ушной канал, плотно фиксируя их козелком. При этом идёт почти полная изоляция шума, потому что наушник плотно прилегает ко всем стенкам канала, встаёт поперёк него, а так же при таком положении наушник никогда не выпадет из уха, пока сам его не вытащишь. Всё это хорошо. Но как быть с обратной стороной? Возможно, приверженцы подобного стиля ношения наушников никогда не замечали, но со стороны смотрится страшно: весь ушной канал прямо-таки распирает, очень бросается в глаза деформация уха, идущая изнутри. Я удивляюсь, как людям не больно или хотя бы не дискомфортно. По идее ухо потом растягивается обратно, но я бы не стал так сильно рисковать. К тому же при таком раскладе вся мощь наушников-вкладышей (что мощнее затычек) идёт напрямую к перепонкам. И изоляция звука получается слишком сильная, что с одной стороны хорошо, а с другой плохо.
          Подобный способ применения относится только к тем наушникам, которые не предполагают надеваемой прокладки. Не смотря на то, что она тонкая, всё же, с одетой прокладкой будет гораздо труднее запихнуть наушник-вкладыш далеко в ухо. Накладка – это очень хорошая вещь. Если наушник холодный, при одевании вы не получите дискомфорт от холода, потому что кожа будет соприкасаться с тканью. Мягкие края прокладки меньше раздражают уши, чем пластмассовые или железные части наушника. Так же ткань, кажется, в некоторой степени смягчает звук (не делает его таким концентрированным), но лишь самую малость.
          Так что, если есть возможность, лучше используйте наушники-вкладыши с тканевыми прокладками. Нездоровый слушатель: пользователь наушников-вкладышей без прокладки, запихнутых глубоко в ухо. Здоровый слушатель: пользователь наушников-вкладышей с тканевой прокладкой, которая держится в основном из-за козелка, но, тем не менее, никак не давит, ни на него, ни на любую другую часть уха.
          Ещё одна опасность, которая ожидает вас – это привыкание ушей к громкости, с который вы день от дня слушаете музыку. Многие люди могут гордиться, что могут совершенно спокойно слушать музыку на максимальной громкости, но ничего хорошего в этом нет. Бедные уши адаптировались к высокой громкости, но так же получают вред, как неадаптированные. Есть же люди, которые слушают музыку очень тихо, и так же довольны, как люди с максимальной громкостью в плеере.
          Уши человека природой научены бороться с шумами. Большие кратковременные шумы уши в состоянии пережить. Чем чаще и громче шум, тем труднее им восстановиться, и барабанная перепонка остаётся беззащитной.
Как результат, современный подросток, образ которого неотделим от постоянных затычек в ушах, рискует потерять 30% слуха ещё в молодости и потерять слух раньше своих сверстников.
          Создайте себе такое правило: хорошей громкостью является такая, когда во время прослушивания музыки вы можете хорошо слышать речь рядом стоящих людей (спокойный голос), одновременно слушать музыку и общаться с ними без переспрашиваний (хотя, общаться с человеком с затычками в ушах – не дело). Это очень хорошая мерка.
          Попробуйте послушать музыку в кровати перед сном. Единички из тридцати будет вам более чем достаточно! А потом попробуйте включить на громкость, с которой вы обычно слушаете музыку и сразу ощутите разницу нормальной громкости и повышенной.
          Второй составной проблемой слушания музыки является оторванность человека от мира. В некоторые штатах США было запрещено прослушивание музыки на улице, потому что человек может нечаянно угодить под машину, или не услышать, как строители будут кричать ему «Уйди, летит мешок с цементом!». Так же было запрещено прослушивание музыки через наушники в машинах, хотя непонятно зачем вообще слушать музыку в машинах, когда есть аудиосистема за спиной. Т.е. будьте осторожны при переходе через дорогу, да и вообще место, через которые проезжают машины. Снимите в это время наушники или хотя бы заострите своё внимание, дабы предотвратить трагедию.
          В таких местах как общественный транспорт слушать музыку гораздо безопаснее для жизни, чем на улице, но вы всё ещё отрезаны от мира. Если к вам обратится человек с каким-то вопросом, вы втяните себя в неприятную ситуацию, где вы, как глухой или рассеянный человек переспросите «Что?». В таких случаях советую культурно сказать «Простите, что Вы сказали?» - так создастся вид, что прослушивание музыки – это что-то важное и очень серьёзное, и вам неудобно отвлекаться от него. Но мы слушаем музыку с расчетом на то, что все эти люди незнакомы нам, и не захотят о чём-то поговорить.
          Другая же ситуация обстоит с людьми, которых мы знаем. Скажем, вы находитесь в классе со своими одноклассниками. Велика вероятность, что они обратятся к вам, потому что вы знаете друг друга, но, если вы будете «закрыты», никто не сделает этого, люди будут махать на вас рукой: «Если он слушает музыку, значит, ему не интересно с нами общаться». Но никакая песня не сравнится по интересности и удовольствию с общением с живым человеком! Помните об этом, когда одеваете наушники в обществе знакомых людей. Человек в наушниках – это протест окружающему миру, явное желание отделиться от него, отрезать его от себя, не видеть того, что происходит вокруг. Человек, слушающий музыку, находится в другом, лучшем мире, иначе он бы не слушал музыку в том же самом общественном транспорте. Так подумайте, чем бы вы хотели лучше заняться: послушать одни и те же песни, или пообщаться с человеком.
          А вообще задумайтесь: если вы находитесь в месте, окружённые знакомыми людьми, и слушаете при этом музыку, может, это значит, что-то не так в ваших отношениях с ними? Может, это не те люди, с которыми вы хотели бы общаться? Подумайте над тем, какую музыку вы слушаете: если вы слушаете только негативную музыку, может, стоит призадуматься над своей жизнью? О чём поётся в этих песнях, может, вас волнует то же самое? Может, вы хотел бы что-то изменить?
Музыка, которую мы слушаем, где мы её слушаем, является очень важным показателем нас самих. Музыка – это, безусловно, отражение души. И, если вы слушаете её слишком часто, слишком долго, это не показатель того, что у вас всё в порядке.
          Не говорите, что ваш слух уже безнадёжно испорчен – если вы слышите, значит, ещё есть что терять. В следующий раз, когда включите звук на максимум, задумайтесь, как будете себя чувствовать, если никогда больше не услышите своей любимой песни. Ещё не поздно изменить своё отношение к музыке, отношение к жизни в конце-концов. Пускай же музыка будет чем-то особенным, редким, ценным, что не так легко получить, лишь тогда вы сможете получить истинное удовольствие от её прослушивания! А всё остальное время дарите себя другим людям.
Так же почитайте статью «От меломана до инвалида» Сохранённая страница
|